Получать новые статьи на свою почту
Популярные статьи
  • Что такое жёсткий диск и в чём его сходство с подробнее
  • Процессор — все точки над i подробнее
  • В чём прикол твёрдотельных накопителей? подробнее
  • Видеокарта — функции и суть данной железки подробнее
Поддержать проект
02.07.2018
Блог Дмитрия Вассиярова.
Автор: Рубрика:

AGP — разъем через который пришли лучшие игры

Лого

 

Приветствую своих читателей и сегодня у нас необычная тема, героем которой является AGP разъем. Да, друзья мои, не многие его застали в действии, но он еще присутствует на некоторых компьютерах. Поэтому в целях детального изучения имеющегося в вас железа, поговорим об этом слоте.

Процесс появления разъема AGP напрямую связан с развитием компьютерных технологий. Попытки максимального апгрейда ПК всегда не имели полного успеха, поскольку постоянно появлялось что-то новое. И чтобы получить хоть какой-то задел по протоколу соединения видеокарты был придуман разъем AGP, который в свое время стали активно использовать на материнских платах разных производителей.

Запас нужен был по скорости передачи данных, поскольку именно этот параметр становился наиболее актуальным для работы видеоадаптера.

Поэтому неудивительно, что разъем был в основном заточен под универсальность и высокую пропускную способность. Но получил название AGP — Accelerated Graphics Port. Я думаю, что с переводом данной формулировки многие справятся без, словаря но на всякий случай это «быстрый графический порт».

Конечно, AGP не создавался на ровном месте. Его предшественником был коннектор PCI, который сначала сносно выполнял свою функцию, но с ростом требований разработчиков стал «слабым звеном». Поэтому ведущими производителями компьютерного железа велись активные разработки, и в 1996 году компанией Intel была представлена новая материнская плата с новым разъемом AGP, рассчитанным на 32-х битную архитектуру. Естественно, под него была создана и видеокарта, поддерживающая данную шину.


Возможности интерфейса AGP

Что же такого интересного предложили разработчики более двадцати лет назад, что данный разъем не просто стал популярным, но, пройдя разные модификации, дожил в некоторых машинах и до наших дней?

  • Главное достоинство нового коннектора – это вдвое увеличенная пропускная способность. Достигалось это за счет более высокой частоты обмена данными, которая на тот момент достигла 66 МГц и возможностью работы с разделением запросов на передачу данных и на выполнение операций.

  • Второе преимущество, которое получил стандарт AGP – это возможность прямого обращения к основной системной (оперативной) памяти в режимах DMA и DME не задействуя центральный процессор. Это не только разгружало ЦПУ, но и позволяло видеокарте расширить объем используемой памяти за счет внешних источников.
  • Третье новшество – слот AGP позволял работать с более мощными видеокартами, потребляющими до 40 W.

Такая технология позволила повысить производительность видеокарт и дала толчок к разработке принципиально нового программного обеспечения. Среди них стоит отдельно выделить игровое направление, которое стало своеобразным двигателем прогресса. Ведь именно геймеры первыми стали активно внедрять новшества, меняя на своих ПК материнки и видеокарты.

Иначе и быть не могло, ведь за те 8 лет, пока AGP являлся безальтернативным слотом для видеокарт, на свет появились компьютерные игры, ставшие настоящими легендами:

  • Quake
  • Fallout
  • Half-Life
  • Diablo II
  • The Sims
  • Warcraft III
  • Grand Theft Auto III
  • Grand Theft Auto: Vice City
  • World of Warcraft
  • Call of Duty

Как вам списочек? Впечатляет? У меня самого накатилась скупая ностальгическая слеза, и я думаю многие меня поймут и поддержат. Да даже ради одной из них уже стоило занять деньги и идти в магазин за железом для апгрейда. Для тех, у кого возможности были ограничены разработали специальный переходник AGP-PCI.

Интерфейс AGP постоянно совершенствовался и модернизировался в плане увеличения производительности: успели появиться 4-е его стандарта, обозначаемые 1x, 2x, 4x, 8x. Цифра показывает количество информационных блоков, передаваемых за один такт работы процессора. Версия 8х обеспечивала скорость 2 Гб/с и могла обслуживать видеокарты типа NVidia GeForce 6600. Однако уже здесь начали проявлять себя проблемы с передающими питание контактами при большой нагрузке видеоадаптера.

 

Новый шаг в сторону прогресса

Избавить от этого недостатка должна была разработка AGP Pro. Но она оказалась финальной и не актуальной, поскольку в 2004 году акцент уже делался на 64-х битные системы. А это уже выходило за пределы возможностей обсуждаемого нами разъема. Новым интерфейсом, удовлетворявшим растущим требованиям, стал PCI Express (PCI-E):

  • Он был заточен под 64-битную архитектуру;
  • Имел большой потенциал для инновационных решений;
  • Отлично справлялся высокопотоковым видео в большом разрешении.

Но производители материнских карт не спешили отказываться от AGP, совмещая его и PCI-E разъемы на одной плате. Дело в том, что и на складах, и на рынке вторичного железа оставалось немало видеоадаптеров, поддерживающих старый разъем. Кроме того на большинстве офисных машин он прекрасно справлялся со своими задачами. Однако при наличии двух разных слотов работать мог только один. Попытку обойти это ограничение предприняла компания Elitegroup на материнке 915P-A, которую они оснастили коннекторами AGP Express и PCI Express x16.

В конечном итоге разъем AGP, отошел в прошлое. Но если вы относите себя к опытным компьютерщикам, то конечно должны знать и его историю, и технические возможности, которыми все еще можно воспользоваться.

Вот, пожалуй, и все по этой теме.

Буду прощаться, и желать вам всех благ!

 

 

Этой статьей стоит поделиться
Получать новые статьи на свою почту

Комментариев к статье: 3

Оставить коментарий

:|:x:shock::oops::mrgreen::lol::idea::evil::cry::cool::arrow::???::?::!: