Рад новому общению со своими читателями и сегодня мы с вами поговорим о старом, добром RCA разъеме. Для кого-то это будет ностальгия по первому опыту использования аудио-видео аппаратуры, ну а более молодому поколению я поведаю, что же это за невиданная диковина, все еще встречающаяся на некоторых устройствах.
Для начала, по традиции, небольшой экскурс в историю радиоэлектроники.
В далеком 1940 возникла необходимость подключать фонографы к усилителям и известная до сих пор компания Radio Corporation of America (RCA) предложила использовать разъем в виде экранированного осевого контакта, который в дальнейшем унаследовал такое же название и получил огромную популярность.
Кстати сам принцип, когда один из контактов выполняет роль наружной защиты, получил дальнейшее развитие и успешно используется в более современных коннекторах.
Теперь рассмотрим RCA разъем поближе и разберемся, что он из себя представляет. Для начала уделим внимание элементу, который вставляется (поэтому называется «папа») и размещается на самом кабеле. Поскольку используется двужильный провод то коннектор, соответственно состоит из 2-х контактов. Первый (основной) представляет собой штырь длиной 15 мм и диаметром 3.2 мм с округленной головкой (для удобного попадания в гнездо).
Он располагается внутри цилиндрического экранного контакта диаметром 8 мм, и выступает из него на 9 мм. Гнездо, именуемое, соответственно, «мама», сделано в виде втулки. Ее наружная часть – это экранный контакт, а внутри имеется отверстие для входа штыря.
В обеих половинках разъема пространство между центральным и наружным контактом заполняется диэлектрическим материалом. В недорогих моделях для этой цели применяется обычный пластик (полиэтилен), а в более дорогих вариациях – текстолитовые шайбы, ну а в самом козырном исполнении – тефлон или керамика. Так же ценовая категория определяет конструкцию элементов штекера: пропил на штыре и разрезы на обжимающем экране позволяют контактной поверхности пружинить и обеспечивать плотное и стабильное соединение.
Физику процесса мы выяснили. Переходим к лирически-цветочной части нашего обзора. Это не просто литературный оборот, а намек на второе название RCA разъема, который в обиходе называют тюльпан. Очень точное образное попадание поскольку обычно используется три коннектора: один – для видео сигнала, два других – для стереозвука. Для их различия пластиковая оболочка каждого коннектора имеет свой строго определенный цвет:
- желтый – видео;
- красный – правый аудио канал;
- белый – левый звуковой канал;
Возьмите в руку кабель, на конце которого 3-и RCA штекера. Не правда ли очень напоминает букет тюльпанов? До сих пор с этим никто не спорил.
Вы можете задать логичный вопрос, как же так, для звука аж 2 коннектора, а для технологически более сложного видео – только один? Дело в том, что в «желтом тюльпане» проходит композитный сигнал, совмещающий в себе всю информацию:
- яркость;
- цветность;
- гашение;
- строчную, кадровую и цветовую синхронизацию;
Но есть еще и синие и зеленые «тюльпаны». Это уже компонентные штекеры для передачи отдельных цветовых видеопотоков.
Популярность, способствующая совершенству
Поскольку мы перешли к таким сложным техническим подробностям, то пора поговорить и о технических аспектах использования RCA разъема.
Его основное назначение передача аналогово аудио-видео сигнала и с этой задачей он блестяще справлялся до появления цифровых стандартов. В свое время тюльпаны были единственным способом соединения телевизоров с видеомагнитофонами или DVD проигрывателями. Удобное соединение активно использовалось и в аудио аппаратуре и усилителях. Производители компьютерного железа даже делали такие выходы на звуковой карте, а умельцы выполняли специальную РЦА распайку для подключения телевизоров в качестве монитора к ПК.
Со временем появилось множество промышленных кабелей и переходников, позволяющих подключать ТВ к более современным гаджетам. Например, с помощью кабеля RCA-mini jack можно было выдавать контент с некоторых смартфонов.
Сейчас RCA можно еще встретить и на современных телевизорах или проекторах, рассчитанных на соединение с некоторыми видеовоспроизводящими устройствами. Однако на экранах с максимальным разрешением 4К и выше передача аналогового сигнала через RCA выглядит бессмысленно и поэтому производители отказываются от него в пользу более современных стандартов передачи информации.
Как вы поняли, дорогие мои читатели, эпоха RCA разъемов заканчивается, но отдать им дань уважения все-таки необходимо. Надеюсь, что в вашем распоряжении будет более современная техника, а та, что с тюльпанами будет просто напоминать о быстротечном прогрессе технологий.
На этом прощаюсь и обещаю, что мы продолжим разговор о разных коннекторах.
До скорых встреч.
Комментариев к статье: 1