Здравствуйте, читатели моего блога, которых заинтересовал ЭЛТ монитор. Я постараюсь, чтобы эта статья была интересна всем, и тем, кто уже не застал их, и тем, у кого данное устройство приятно ассоциируется с первым опытом освоения персонального компьютера.
Сегодня дисплеи ПК представляют собой плоские и тонкие экраны, но в некоторых малобюджетных организациях можно встретить и массивные кинескопные мониторы, с которыми связана целая эпоха в развитии мультимедийных технологий.
Свое официальное название ЭЛТ мониторы получили от русской аббревиатуры термина «электронно-лучевая трубка», английским аналогом которой является фраза Cathode Ray Tube с соответствующим сокращением CRT.
До того как в домах появились ПК, данный электротехнический прибор был представлен в нашем быту кинескопными телевизорами, которые одно время даже использовали в качестве дисплеев. Но об этом позже, а сейчас давайте немного разберемся в принципе действия ЭЛТ, что позволит нам говорить о таких мониторах на боле серьезном уровне.
Прогресс кинескопных мониторов
История развития электронно-лучевой трубки и ее превращение в ЭЛТ мониторы с достойным разрешением экрана насыщена интересными открытиями и изобретениями. Сначала это были приборы типа осциллограф, экраны радаров РЛС, потом развитие телевидения подарило нам более удобные для просмотра устройства.
Если говорить конкретно о дисплеях персональных компьютеров, доступных широкому кругу пользователей, то титул первого моника наверное, стоит отдать векторной дисплейной станции IBM 2250, созданной в 1964 году для коммерческого использования вместе с ЭВМ серии System/360.
Компании IBM принадлежит много разработок по оснащению ПК мониторами, в том числе и проектирование первых видеоадаптеров, ставших прообразом современных мощных видеокарт и стандартов передаваемого на дисплей изображения.
Так, в 1987 увидел свет адаптер VGA (Video Graphics Array) работающий с разрешением 640х480 и соотношением сторон 4:3. Эти параметры оставались базовыми для большинства выпускаемых мониторов и телевизоров до появления широкоформатных стандартов.
В процессе эволюции ЭЛТ мониторов происходило множество изменений в технологии их производства, но я хочу отдельно остановиться на таких моментах:
Что определяет форма пикселя?
Зная, как работает кинескоп, мы сможем разобраться в особенностях ЭЛТ мониторов. Луч, выпускаемый электронной пушкой, отклоняется индукционным магнитом, чтобы попасть точно в специальные отверстия в маске, расположенной перед экраном. Они формируют пиксель, а их форма определяет конфигурацию цветных точек и качественные параметры получаемой картинки:
- Классические круглые отверстия, центры которых расположены по вершинам условного равностороннего треугольника образуют теневую маску. Матрица с равномерно распределенными пикселями обеспечивает максимальное качество при воспроизведении линий и идеально подходит для офисных конструкторских приложений.
- Для повышения яркости и контрастности экрана компания Sony использовали апертурную маску, где вместо точек светились расположенные ядом прямоугольные блоки. Это позволяло максимально использовать площадь экрана (мониторы Sony Trinitron, Mitsubishi Diamondtron).
- Совместить достоинства этих двух технологий удалось в щелевой решетке, где отверстия имели вид округленных сверху и снизу вытянутых прямоугольников, а блоки пикселей смещались относительно друг друга по вертикали. Такая маска применялась в дисплеях NEC ChromaClear, LG Flatron, Panasonic PureFlat;
Но не только форма пикселя определяла достоинства монитора. Со временем и его размер стал иметь определяющее значение. Он изменялся в пределах от 0,28 до 0,20 мм, и маска с меньшими, более плотными отверстиями позволяла создавать изображения высокого разрешения.
Важной и, увы, заметной для потребителя характеристикой оставалась частота обновления экрана, выражавшаяся в мерцании изображения. Разработчики старались изо всех сил, и постепенно вместо чувствительных 60 Гц динамика смены выводимой картинки достигла 75, 85 и даже 100 Гц. Последний показатель уже позволял работать с максимальным комфортом и глаза почти не уставали.
Работая над улучшением качества, разработчики не забывали и о таком неприятном явлении, как низкочастотное электромагнитное излучение, направляемое электронной пушкой прямо на пользователя. Для устранения основного недостатка использовались всевозможные технологии и применялись разные защитные экраны и защитные покрытия для экранов.
Ужесточались и требования к безопасности мониторов, которые нашли отражение в постоянно обновляемых стандартах: MPR I, MPR II, TCO’92, TCO’95 и TCO’99.
Монитор, которому доверяют профессионалы
Работы над постоянным совершенствованием мультимедийной видео техники и технологий со временем привели к появлению цифрового видео высокой четкости и тонких жидкокристаллических экранов с подсветкой от экономных светодиодных ламп. Эти дисплеи стали воплощением мечты, ведь они:
- легче и компактней;
- отличались низким уровнем энергопотребления;
- намного безопаснее;
- не имели мерцания даже на более низких частотах (там мерцание другого рода);
- имели несколько поддерживаемых разъёмов;
И не специалистам было понятно, что эпоха CRT мониторов завершилась, и казалось, что возврата к этим устройствам уже не будет. Но некоторые профессионалы, знающие все особенности новых и старых экранов, не спешили избавляться от высококачественных ЭЛТ дисплеев, ведь по некоторым техническим характеристикам они явно выигрывали у своих ЖК конкурентов:
- отличный угол обзора, позволял читать информацию, располагаясь сбоку от экрана;
- ЭЛТ технология позволяла без искажений отображать картинку с любым разрешением, даже при использовании масштабирования;
- понятие неработающих пикселей здесь отсутствует;
- время инерции остаточного изображения пренебрежительно мало:
- практически неограниченный диапазон отображаемых оттенков и потрясающая фотореалистичность цветопередачи;
Именно последние два качества оставили кинескопным дисплеям шанс еще раз проявить себя. И они оказались до сих пор востребованы у игроманов и, особенно, у специалистов, работающих в сфере графического дизайна и обработки фотографий.
Вот такая длинная и интересная история у старых, относительно добрых ЭЛТ мониторов. И если у вас дома или на предприятии еще остались такие, вы можете их снова опробовать в деле и по-новому оценить их качества.
На этом я прощаюсь с вами, мои дорогие читатели.
Комментариев к статье: 5
Поскольку внутри ЭЛТ вакуум , за счёт давления воздуха на один только экран 17-дюймового монитора приходится нагрузка около 800 кг — вес микролитражного легкового автомобиля . При работе с ранними моделями кинескопов правила техники безопасности требовали использования защитных рукавиц, маски и очков. Перед экраном кинескопа в телевизоре устанавливался стеклянный защитный экран, а по краям — металличекая защитная маска.